Асфальтоукладчик – разновидность дорожно-ремонтной спецтехники, предназначенной для асфальтирования дорожного покрытия, производственных площадок и тротуаров. Эта техника — одна из самых трудных в эксплуатации, т.к. изготовлена из двух сборочных единиц: рабочего агрегата, который укладывает дорожное покрытие и кабины водителя-машиниста с передвижным механизмом.
Асфальтоукладчик функционирует вкупе с самосвалом, который загружает асфальт в бункер, где происходит его уплотнение и перемешивание. После этого дорожно-строительный материал наносится на рабочую поверхность с соблюдением технологии укладки, с требуемой шириной и толщиной покрытия. В след за ним проходит каток и закатывает покрытие.
Все асфальтоукладчики их можно поделить по ширине укладывания дорожного покрытия: от одного до трех метров; от трех до девяти метров и от трех до двенадцати метров. Сегодня при строительстве дорог преимущественно применяют самоходные асфальтоукладчики, обслуживаемые машинистами. Но есть и не очень популярная техника, в виде прицепного оборудования.
Асфальтоукладчики, в зависимости от типа ходовой части, можно разделить на:
- Колесные – используют при укладке минимальной толщины дорожного покрытия на небольших участках дороги. Имеют значительную скоростью движения, что позволяет оперативно выехать на аварийный участок;
- Гусеничные – используют при укладке дорожного покрытия на значительных площадях, с использованием большого количества покрытия. Эффективно используются при прокладке взлетно-посадочных полос и автотрасс.
Асфальтоукладчики можно разделить по видам в зависимости от производительности, массы и ширины укладки:
- Малые асфальтоукладчики – имеющие производительность до 250 т/час, ширину готового покрытия до 3,5 метров и массу машины до 6 тонн;
- Средние асфальтоукладчики – с продуктивностью до 700 т/час, шириной покрытия 5 метров и массой машины более 10 т;
- Тяжелые асфальтоукладчики – укладывают до 950 т/сутки готового покрытия, вес техники свыше 10 т, а ширина покрытия — 12 метров.
К работе на данной спецтехнике допускаются только машинисты, достигшие совершеннолетия, имеющие удостоверяющий документ на право управления данной техникой и прошедшие строгий инструктаж. Не стоит забывать, что асфальтовое покрытие содержит битум, а он является горючим веществом. Поэтому соблюдение элементарных норм пожарной безопасности, просто обязательно.