Дать работнику на «чай» и в каком количестве — личное дело каждого. Во многих странах мира считают нормой поблагодарить за отличную качественную работу обслуживающего персонала вознаграждением на «чай». Во всем мире вывели четкие своды правил и размер денежного вознаграждения обслуге. А в отдельных странах при посещении ресторана или бара — «на чай» входят в неотъемлемую часть оплаты работников заведения. Каких нюансов оплаты по чеку следует учесть, отправляясь в заграничную поездку, чтобы не попасть впросак, чувствовать себя невежей.
Зачем люди оплачивают «на чай»?
У некоторых нарастает возмущение, когда гости слышат, что нужно вознаградить работника ресторана «чаевыми». С одной стороны, гость прав в любой ситуации, ведь фактически во всех странах с развитой туристической инфраструктурой размер финансовой части «чаевых» вписан в счет за обслугу, и официанткам, обслуживающим гостей их конечно же, выплатят. А в другом варианте, в отдельных государствах размер чаевых играет огромную роль в окладе обслуги, работники получают основную зарплату за счет чаевых. К примеру, в Израиле официантки не имеют фиксированного оклада. Они получают оплату за работу полностью из заработанных денег на «чай». А значит, отправляясь туда, имейте в виду, что давая на «чай», вы награждаете персонал за уровень обслуживания.
Каков размер чаевых и как их давать?
Как правило, размер премий в ресторанах или отеле разных стран составляет от 10 до 13% из общего числа по счету. Разумеется, это необязательно и клиент может посчитать, что может дать большую или меньшую сумму. Когда посетитель дает десять процентов от общего счета «на чай», это означает, посещением он доволен вполне и ему все очень понравилось, меньше 10% — обслужили средненько, могли и лучше. Разочарованные посетители ничего не оставляют.
Возможны ситуации, где обслуга сама берет себе вознаграждение из сдачи. Когда гость оплатил счет и ему долго не приносят остаток на сдачу, скорее всего официант посчитал возможным взять сдачу вместо вознаграждения. Если гость не согласен с этим, он имеет право обратиться с жалобой к директору заведения, чтобы ему вернули сдачу, вне зависимости от размера.
На чай дают в разных странах по-разному. В одной — кладут в папочку к счету, в другой — отдают на руки в знак удовлетворения обслуживанием. Если вы не хотите попасть в неловкую и некрасивую ситуацию, перед посещением незнакомой страны лучше заранее уточнить все подробно.
Благодарить чаевыми можно и в отеле, к примеру, дворецкому или портье за доставку багажа в номер. Горничной тоже можно дать«чаевые», однако нет 100% уверенности, что после воздаяний номер станет постоянно сверкать чистотой. Вознаграждение для горничных оставляют на тумбочке возле кровати или на кровати. Размер чаевых можно определить самостоятельно, либо узнать у администрации отеля.
Также можно выдать «чаевые» и другим работником отеля, например, за проведение дня рождения ребенка в отеле. В таком случае чаевые можете в конверте передать на ресепшене у администраторов вместе с сопроводительной запиской. Скорее всего, это даже станет звоночком для владельцев отелей продвинуть работника по карьерной лестнице.